Юрий Клеванец. Начало Осиповичей: дорога, люди, постройки

Прародительницей Осиповичей, несомненно, стала железная дорога. Открытие в 1873 году небольшой станции с водокачкой, вокзалом и паровозным депо было событием, сопоставимым по масштабу с тем, как если бы сейчас в Осиповичах построили бы международный аэропорт.

Само здание депо было для наших мест просто фантастикой: подумать только, пятьдесят футов в высоту! Вместительность—целых девять паровозов по три в ряд! Это самое старое в Осиповичах кирпичное сооружение стоит и теперь, только вместо двускатной кровли в нем сделан световой фонарь и увеличены окна. В целом депо—обычное промышленное здание ХІХ века: простые кирпичные стены усилены ступенчатыми контрфорсами. По углам депо изначально украшалось небольшими надстроенными колоннами, похожими на египетские обелиски.

Депо паровозное, постройка до 1900 г. фото Ю Клеванца.

Депо паровозное, постройка до 1900 г.
фото Ю Клеванца.

Следующий этап застройки города—начало 1890-х годов, когда семья крупных чиновников Дараганов скупила земли вокруг железной дороги у наследников прежнего владельца, князя Витгенштейна. Дараганы, как люди новой, капиталистической формации, тут же развили бурную деятельность по превращению Осиповичей в узловую станцию (была проведена ветка на Старые Дороги) и организации вокруг станции городского поселения. Возле деревянного вокзала были построены еще четыре кирпичных дома (по меркам того времени—еще одна сенсация). Все они сохранились до сих пор.

Здание кондукторского резерва

Здание кондукторского резерва

Административное двухэтажное здание долгое время служило помещением кондукторского резерва. Здесь надо сделать пояснение, ибо современному человеку словосочетание «кондукторский резерв» ни о чем не говорит. Дело в том, что долгое время в поездах не было единой пневмосистемы, связывающей, как теперь, все вагоны состава. Кроме того, раньше колесные пары вагонов оснащались подшипниками скольжения. Значит, кто-то должен был тормозить при необходимости поезд ручными тормозами (по сигналу машиниста—три гудка). Значит, кто-то должен был следить за наличием смазки в узлах навески колёсных пар. А поскольку подшипники скольжения и отсутствие единой тормозной системы ограничивали скорость поездов, то кто-то должен был еще и  смотреть за сохранностью грузов на перегонах (и на станциях—тоже). Для этого каждый поезд сопровождали бригады кондукторов. А на каждом вагоне была закрытая сверху площадка со скамейкой. Ну, а кондукторский резерв—это что-то вроде общежития. Одна бригада, отработав положенное время, то есть проехав на своих скамеечках какой-то отрезок пути, отправлялась на отдых в помещение кондукторского резерва, а на поезде её сменяла отдохнувшая бригада.

Ближе к вокзалу, в доме, где в советское время находилась заводская поликлиника, до конца 20-х годов прошлого века располагалась дистанция связи.

Еще в двух постройках рубежа ХІХ—ХХ веков в советское время находился Замошский сельский Совет, а сейчас—транспортная  милиция.

административное здание станции, постройка до 1900 г

административное здание станции, постройка до 1900 г

Уже в начале следующего, ХХ века, станционные постройки дополнились шпалопропиточным заводом. Просвещённый читатель, наверное, вспомнит классическое выражение из «Двенадцати стульев»: «…при наличии отсутствия пропитанных шпал…» Так вот, первые рельсы в путь на Либаво-Роменской дороге укладывали на шпалы из расколотых  или распиленных половинок обычных сосновых бревен без всякой пропитки. Поэтому шпалопропиточный завод сразу повысил безопасность перевозок и снизил трудоемкость ремонтных работ на дороге. Сейчас в здании завода, неоднократно разрушенном и перестроенном, находится железнодорожный клуб. На южной стороне дороги была выстроена железнодорожная школа, а на северной стороне перед Первой мировой войной пытались возвести церковь, но не успели.

производственное и административное здания шпалопропиточного завода, построенного в 1904 году. Производственное здание теперь–ж. д. клуб.

производственное и административное здания шпалопропиточного завода, построенного в 1904 году. Производственное здание теперь–ж. д. клуб.

Все старые кирпичные постройки в Осиповичах конечно же, не являются какими-то архитектурными достижениями, но элементы стиля «поздний классицизм» второй половины ХІХ века в них просматриваются. Это и арочное завершение оконных проемов, и рустировка стен и углов (оформление «под каменные плиты»), и наличие цоколей, и украшения в виде пилястров (межоконные выступы «под колонны») и фризы-дентикулы (выступающие из стены кирпичи в виде зубцов). На разных домах мы видим разные наборы декоративных элементов классицизма, но некоторое художественное подобие и единообразие все-таки имеется, что и делает наш город узнаваемым для проезжающих по железной дороге. Новый вокзал, построенный в 1956 году, удачно вписался в общую картину станции.

Вокруг станции начал разрастаться поселок. Верх «общественной пирамиды» в нем, конечно, занимали железнодорожники. По сей день в нашем городе сохранились некоторые деревянные железнодорожные жилые дома начала ХХ века: особняки начальства и высших специалистов, бараки для низших специалистов и мастеров. Надо заметить, что абсолютное большинство рабочих на железной дороге были тогда временными работниками или даже поденщиками, им жилья не полагалось.

Став городским поселением с самого начала ХХ века Осиповичи, как это водится, сразу же привлекли к себе людей разных национальностей. Специалистами на железной дороге были русские, поляки, ливонские немцы. Рабочими—в основном белорусы. На южной стороне города стали селиться евреи—торговцы, ремесленники, лесопромышленники. По сей день на улицах вокруг парка сохранились большие «мещанские» деревянные дома, построенные в начале ХХ века.

Город, хоть и маленький поначалу, быстро стал настоящим городом—со своей промышленностью, транспортом, торговлей, образованием, с многонациональным населением разных религиозных конфессий. И все это дала постройка железной дороги.

Усе фота да артыкула зрабіў аўтар Юрый Клеванец. Асіповічы, 2020 г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>